В центре сюжета - Анна Савельева (Карина Андоленко). Она выросла в детском доме и всегда мечтала о семье. После совершеннолетия она переезжает в Москву из маленького города и направляется на поиски отца – генерала Печорского (Александр Михайлов), который даже не подозревает о её существовании.
Анна тайно выучивается на машинистку и устраивается к отцу работать над его мемуарами. Кремлёвской стенографистке Савельевой открывается доступ к опасным государственным тайнам, она оказывается втянутой в международный шпионский заговор. Так начинается путь героини в профессии длиной в 30 лет.
Вместе с событиями большой страны Анна пишет и стенограмму собственной жизни, полную крутых поворотов, предательств близких и разочарований в любви. Героине предстоит жить под чужим именем и включиться в охоту за семейной реликвией. За годы Анна Савельева многое потеряет и многое обретёт, а желание иметь настоящую любящую семью иногда будет казаться неосуществимым…
Заглянул в закулисье
Режиссёр Давид Ткебучава, снявший сериал «Возмездие» с Павлом Прилучным, сейчас работает над вторым сезоном «Спасской» с Кариной Андоленко в главной роли:
— Изначально мне очень понравилась идея сериала «Стенограмма судьбы», потому что в закулисье работы профессиональных стенографисток никто ещё не заглядывал. Над сценарием мы с авторами работали около года. У нас получилась не просто история о кремлёвской стенографистке. Мы рассказываем о судьбах героев, переплетающихся между собой. Их всех вокруг себя объединила детдомовская девушка, которая мечтает о настоящей семье, потому что это самое главное и самое ценное в жизни человека. В этой истории есть и мелодрама, и драма, и детективная линия, и экшен с погонями и перестрелками. Для меня, как режиссёра, палитра сериала была максимально сложной!
Тайгу сняли в Тульской области
Съёмки семейной саги «Стенограмма судьбы» проходили в Москве и Подмосковье. Родной город Анны Невольск снимали в посёлке Менделеево, а в столице съёмки проходили на набережных и мостах с видами на Кремль, в переулочках Китай-города и Таганки, возле знаменитых сталинских высоток на Красных воротах и на Котельнической набережной, на территории Тимирязевской академии и около МГУ на Воробьёвых горах, где сохранилось много построек советской эпохи.
По сценарию Анна Савельева работает в Агентстве Политических Новостей (АПН). Чтобы снять сцены возле здания на Зубовском бульваре, где сейчас находится информационное агентство «Россия сегодня», а в 80-е и 90-е годы там располагалось АПН, пришлось перекрывать движение на Садовом кольце.
Тайгу, куда в экспедицию отправляется близкий друг Анны – Сергей (Александр Голубев), «нашли» в Тульской области, где очень живописные места и красивые карьеры. Недалеко от деревни Кондуки возвели декорации палаточного лагеря геологов.
Костюмы, реквизит и грим
За почти 30 лет, которые показаны в фильме, менялись не только события в стране, но и сами герои. Художникам удалось передать смену эпох в том числе и через костюм. Они подбирали наряды для главных героев с учетом нюансов 80-х и 90-х годов, искали вещи на барахолках и в интернет-магазинах, брали напрокат у коллекционеров.
В картине задействовано много советских автомобилей – «шестёрки», «копейки», «жигули». Одну «Волгу» на съёмках даже специально разбили для эпизода с автомобильной катастрофой.
Художник по гриму Елена Аршинова придумала для всех героинь парики, которые соответствовали моде тех лет. Чтобы показать возрастные изменения героев, создатели решили использовать только художественные средства и обойтись без пластического грима.
Смена эпох и дикий романтизм
Главную роль в сериале сыграла красивая и обаятельная блондинка Карина Андоленко, которая прославилась многочисленными разноплановыми ролями в сериалах и кино:
— Моя героиня сохранила достоинство, чистоту и честность, несмотря на обстоятельства, в которых росла. Я очень сильно сопереживала этой девочке, мне было её невероятно жаль. И, надеюсь, что зрители тоже проникнутся сочувствием к ней.
— А какая ваша героиня?
— Верная и порядочная, в ней есть чувство уважения к себе и к другим, бесстрашие, целеустремлённость. Она никогда не сдаётся! И мне бы, конечно, хотелось, быть на неё похожей… А ещё мне было интересно примерить на себя профессию стенографистки.
— Почему?
— Потому что раньше это были люди, которые много чего знали, присутствовали на секретных совещаниях, были среди «первых» лиц. Для этой роли я специально училась печатать на машинке, ходила на индивидуальные занятия к педагогу, узнала, в каких блокнотах и каким способом стенографистки раньше писали. Признаюсь честно: до конца мне не удалось освоить эту науку. Это правда сложно! Не просто же так есть профильное училище, где девушки учатся несколько лет.
— Карина, события сериала охватывают целых три десятилетия. А вы что помните о тех годах?
— Я родилась в конце 80-х и перестройку застала в детстве. Я была совсем маленькая тогда, но помню, что мои родители пытались где-то подработать, достать какие-то дефицитные продукты, что-то перепродать. И хотя в 90-е годы люди теряли работу, голодали, закрывались заводы, множество специалистов оказались ненужными, но в жизни присутствовал дикий романтизм, в неё врывалось что-то новое. Лихое было время, смена эпох – такое всегда интересно играть! Я вообще люблю исторические картины за возможность путешествовать во времени.
Смотрите! Сериал «Стенограмма судьбы» с 15 ноября в 21:20 на телеканале «Россия».
Фото телеканала «Россия»