В разное время участниками и лауреатами фестиваля TIFF становились Алехандро Гонсалес Иньяриту, Александр Сокуров, Аки Каурисмяки, Цай Минлян и другие. В этом году фестиваль откроется фильмом Вима Вендерса «Прекрасные Дни».
— Для нас было важным не только создать глубокий, эмоциональный и интересный фильм, но и максимально передать ощущение документальности происходящих на экране событий, чувства пилотов в кабинах самолетов, аэродромный быт и искренность чувств, — говорит Алексей Герман-младший, режиссёр, со-автор сценария. — Большую часть фильма мы посвятили сценам боев, и горжусь тем, что нам удалось снять их с максимально возможной подлинностью.
Съёмки
Производством картины занимались кинокомпании METRAFILMS и «Амедиа Продакшн» при поддержке Первого канала, Фонда Кино, Фонда «Кинопрайм», Киностудии «Ленфильм» и Комитета по культуре города Санкт-Петербурга.
Съёмки заняли более трёх лет и включали в себя несколько блоков. Натурные съёмки проходили в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Саратовской и Новгородской областях, а также в Карелии. В съёмках воздушных боёв, которые порой проходили в сложных метеоусловиях, были задействованы несколько типов самолётов с закреплёнными на них камерами.
Были воссозданы советские и немецкие полевые аэродромы, интерьеры Эрмитажа во время блокады, развалины Сталинграда и множество иных объектов. Специально для фильма творческая группа воссоздала с исторической точностью большое количество полноразмерных моделей самолётов военного времени. Некоторые из них теперь экспонируются в музее в Кронштадте.
Также было изобретено оборудование, которое позволяло артистам при съемках схваток в воздухе в павильонах испытывать настоящие перегрузки.
— На мой взгляд, «Воздух» - лучшая картина Алексея Алексеевича Германа, — говорит Константин Эрнст, генеральный продюсер. — Если и раньше ему были подвластны и стиль, и небанальность повествования, то сейчас он обрёл эмоциональность. А когда режиссёру удаётся захватить эмоциональную сферу зрителя и в течение двух с небольшим часов заставлять его улыбаться и плакать, для меня это и есть Настоящее кино. Завидую тем, кто будет смотреть это впервые.
В ходе съёмок сцен воздушных боёв был применён революционный для российского кино набор технологий - в павильоне «Главкино» был построен самый большой в России LED-экран, который по размерам был сопоставим с четырёхэтажным домом, также помимо основного экрана, в съёмках применялись потолочные, подкатные и подвесные экраны, общая площадь которых составила более 800 кв. м.
Наряду с этим во время съёмок использовались инновационные технологические устройства для полноразмерных моделей самолётов, технология IN-CAMERA VFX, которая давала возможность синхронно интегрировать графику прямо на съёмочной площадке. Это первый случай в мировой кинопрактике, когда для съёмок воздушных боёв были применены технологии Virtual Production.
— Тема военного кино для «Ленфильма» исторически одна из важнейших. «Женя, Женечка и «катюша», «Двадцать дней без войны», «Небесный тихоход» - эти ленфильмовские картины знают и любят миллионы зрителей. Картина Алексея Германа - младшего «Воздух» продолжает эту нашу традицию, — говорит Фёдор Щербаков, генеральный директор киностудии «Ленфильм», продюсер. — Действие фильма начинается в блокадном Ленинграде, в основе сюжета - события тяжёлого и героического для нашего города и всей страны времени, и особенно важно, что он снят именно сейчас, когда Петербург отмечает памятные блокадные даты. Уверен, «Воздух» оценят и зрители, и критики. Это масштабное и очень качественное кино о войне.
Художник-постановщик и художник по костюмам Елена Окопная, Лауреат Серебряного Медведя за выдающийся художественный вклад в киноискусство художника-постановщика и художника по костюмам на МКФ в Берлине 2018 г., создала эпоху военного времени, традиционно уделяя особое внимание деталям. Значительная часть костюмов была сшита вручную в полном соответствии с реалиями Великой Отечественной войны.
— Для меня было очень важно ощутить ткань времени, погрузиться в мир каждого героя, детально и художественно воссоздать быт войны, где важно всё - начиная от реконструкции больших военных аэродромов, заканчивая малыми деталями, — говорит Елена Окопная, художник - постановщик, художник по костюмам. — Ведь даже ткань для костюма мы воспроизводили с нуля, обращаясь к технологиям прошлого, начиная создание с нитки и только после уже плели саму ткань.
По сюжету во время Великой Отечественной войны в смешанный авиационный полк прибывает подразделение юных девушек-лётчиц, среди которых героини, сыгранные Анастасией Талызиной и Аглаей Тарасовой. Все они – ещё юные, необстрелянные и пока не совсем понимают, что такое война. Девушкам приходится трудно в мужском мире, но они день за днём доказывают, что они не хуже мужчин.
Также в фильме снимались Сергей Безруков, Елена Лядова, Антон Шагин, Кристина Лапшина, Мария Мельникова.
Фото пресс-службы Первого канала