Фильм рассказывает историю подвига советских лётчиков-бомбардировщиков. 7 августа 1941 года с аэродрома на эстонском острове Сааремаа был совершён секретный вылет пятнадцати экипажей бомбардировщиков ДБ-3 Балтийского флота под командованием полковника Преображенского. Это был первый и самый громкий ответный авианалёт советских войск на Берлин после разрушительных налётов фашистов на Севастополь, Смоленск, Киев и бомбежек Москвы в июле 41-го.
— Мы рассказали историю первого вылета на Берлин, но на самом деле, их было гораздо больше, — сказал нам режиссёр и продюсер картины Константин Буслов. — И не все боевые вылеты наших лётчиков, осуществлённые с острова Сааремаа, были успешны, но фильм – о разработке, подготовке и осуществлении именного первого ответного авиаудара по нацистскому Рейху, когда всем, кто в нем участвовал, было суждено вернуться живыми.
Подвиг лётчиков, обрушивших миф о непобедимости фашистской армии, за время войны оброс легендами, а позже затерялся в череде следующих героических поступков советских солдат. Создатели проекта с особенным интересом занимались изучением исторических документов, которые бы смогли восстановить ход событий тех лет и воскресить память о героях начала войны.
Вокруг этой истории существовало множество мифов. Используя в работе различные источники информации, от автобиографий участников событий до исторических документов, создателям фильма удалось воссоздавали картину того времени, опираясь, в том числе и на внутренние ощущения правды или вымысла.
А вот написание нескольких версий сценария и работа над правками заняли более девяти месяцев. Первую версию сценария режиссёру Константину Буслову принёс сценарист Анатолий Усов, вместе с которым они работали над проектом «Калашников». Первый драфт сценария был написан в течение пяти месяцев, после чего к работе над ним присоединился второй сценарист проекта Алексей Бородачёв. Независимо от того, что фильм не был задуман как документальный, сценаристы и режиссёр консультировались со специалистами, чтобы соблюсти историческую точность.
— Поскольку кино художественное и обладает своей сценарной структурой, профессиональными драматургическими приёмами, некоторые факты и подробности этого вылета для целостности восприятия, были изменены с точки зрения хронологической последовательности, — говорит Константин Буслов. — Вся фабула реальных событий в данном историческом факте была оставлена неизмененной.
За соблюдением исторической точности на проекте следили сразу несколько специально приглашённых экспертов. В частности, во время подготовки сценария создатели проекта консультировались со специалистами из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ. Кроме того, режиссёр, сценаристы проекта, а впоследствии и актёры фильма, неоднократно посещали музей авиации, в котором детально осматривали ДБ-3 и другие самолёты военных лет.
На протяжении всего съёмочного периода на площадке каждый день присутствовал военно-исторический консультант, действующий лётчик, Олег Улиссов, ответственный за соблюдение исторической точности, реалистичности поведения лётчиков, как во время ведения воздушного боя, так и на аэродроме. Он даже сыграл в небольшом эпизоде в фильме.
Вызов для актёра и письмо с благодарностью
Актёр Сергей Пускепалис сыграл в фильме генерал-лейтенанта Семёна Жаворонкова, который во время Великой Отечественной войны был Командующим авиацией ВМФ СССР. Именно он предложил Главнокомандующему советской армии Сталину нанести серию авиаударов по Берлину в июле 1941-го, после чего был назначен лично ответственным за выполнение этой задачи.
Кстати, этот факт и подтолкнул создателей фильма к тому, чтобы выдвинуть персонажа на первый план, ведь на Жаворонкова легла вся ответственность за вылет полка Преображенского. Он был одним из инициаторов, исполнителем, а значит и общий результат фокусировался на нём.
— Мой герой – воин, и сцена в который фашисты бомбят Москву всё для него и за него решила. Тем более, что Жаворонков – действительно герой, — говорил о своей работе в фильме актёр Сергей Пускепалис. — Во время подготовки к съёмкам я много читал про него, про его жизнь во время и после войны.
Не менее важным персонажем в этой истории, как в реальности, так и в фильме, был командир ударной группы, полковник Евгений Преображенский. Ответственность, честность и преданность делу и авиации – это те качества, которыми всегда характеризовали Евгения Николаевича Преображенского. Так, при составлении списков экипажей для выполнения задания полковник без раздумий вписал себя командиром группы, поскольку всегда лично учил летный состав и водил полк в бой.
Для Максима Битюкова, исполнившего роль отважного полковника авиации в фильме, Преображенский стал уже вторым реальным персонажем военной истории, воплощённым на экран
— С Константином Бусловым я работал в «Калашникове», там был реальный персонаж, Андрей Казаков, и когда фильм вышел, его внучка мне прислала большое письмо с благодарностью – это для меня было, конечно, потрясением, — рассказывает Максим Битюков. — Такая историческая конкретика, биография имеет какую-то силу, энергию, которая связывает тебя с героем. Очень важно, чтобы про эти подвиги люди помнили, строили памятники, хранили в музеях, передавали эти истории из поколения в поколение. Мне кажется, это такая непростая задача – передавать своим детям память. И посредством кинофильмов тоже.
Помимо реальных исторических личностей в фильме также есть много совершенно разных героев, прописанных сценаристами. И одним из таких персонажей является герой Сергея Гилёва, капитан Выдрин. Роль молчаливого, «закрытого» и строгого командира экипажа бомбардировщика стала вызовом для актёра.
— Я ведь пока начинающий актёр, и какую бы роль мне ни прислали, смотрю на неё как впервые и думаю: «Вау, я ещё никогда не участвовал в подобном фильме. Ну, наверное, надо хотя бы один раз сыграть лётчика на боевом задании, — рассказывает Сергей Гилёв. — Я, например, уже взрослый, поэтому не могу сыграть юного солдатика. Зато могу сыграть вот такого Выдрина, который уже кое-что повидал и знает, в каком мире он живёт, знает, с чем может столкнуться. Он не закатывает истерик, но, конечно, и ему грустно. Вот такой он парень.
Семь причин смотреть фильм «1941. Крылья над Берлином»
• При подготовке к съёмкам проекта по просьбе продюсера и режиссёра Константина Буслова состоялась встреча с генерал-полковником авиации, Героем СССР Василием Васильевичем Решетниковым, на которой было записано подробное шестичасовое интервью про детали и тонкости первых боевых вылетов на Берлин в августе 1941. Несмотря на то что Решетникову В.В. более 102 лет, он до сих пор является почётным председателем Совета ветеранов дальней авиации, а свой последний вылет совершил в возрасте 84 лет на авиашоу «Легенды авиации».
• Создание фильма «1941. Крылья над Берлином» заняло более двух лет. В период производства фильма съёмочная группа совершила несколько экспедиций: в Санкт-Петербурге, Москве, Калужской области и по всей Псковской области (в том числе в Изборске), при этом создатели уложились в 45 съёмочных дней.
• По сюжету фильма для выполнения задачи, поставленной командованием, секретной группе потребовалось перебазироваться на эстонский остров Сааремаа, поэтому в фильме нередко звучит не только эстонская речь, но и эстонские народные песни.
• Кастинг на роль девушек с эстонского острова Сааремаа длился более полугода. Режиссёр Константин Буслов поставил задачу задействовать настоящих эстонских актрис, что было трудно осуществить из-за эпидемиологических ограничений, действовавших на момент создания картины. Выход нашли через привлечение к проекту молодых актрис из Эстонии, которые обучались в российских театральных вузах. Для многих из них картина «1941. Крылья над Берлином» стала дебютным проектом.
• Из-за локдауна съёмки натурных сцен невозможно было провести на острове Сааремаа в Эстонии, и было решено перенести их на территорию комплекса «Военфильм» в Калужской области. Художественная группа разработала и построила на территории комплекса несколько натурных декораций, чтобы воссоздать атмосферу начала войны: здание аэродрома «Беззаботное» и прилегающих к нему деревень, в том числе и для съемки с высоты птичьего полета. Художникам также пришлось проложить дорогу к месту съемок, чтобы обеспечить возможность транспортировки техники.
• Исполнительница главной женской роли, Леонела Мантурова, более полугода занималась с преподавателем эстонского языка для подготовки к роли. Педагог-консультант также присутствовал на съёмочной площадке, чтобы следить за произношением актрисы. Девушка исполнила роль русско-эстонской переводчицы в фильме.
• Основной машиной в картине является дальний бомбардировщик ДБ-3. Однако для съёмок фильма было построено не только несколько полноразмерных моделей этого самолёта, но также модель И-16, знаменитый «Ишачок» (в фильме его пилотирует советский лётчик-испытатель В.К. Коккинаки) и модель Ли-2 (в фильме – самолёт С.Ф. Жаворонкова).
Смотрите военную драму «1941. Крылья над Берлином» 9 мая в 19.25 на Первом канале.
Фото Первого канала