Николай Картозия, продюсер, генеральный директор телеканала «Пятница!»:
— 10 лет назад, когда я запускал телеканал «Пятница!», я пообещал, что полночь будет отдана интеллектуальным проектам. Я всех на*бал. И вот только спустя 10 лет я выполняю обещанное. С понедельника по четверг у нас будет полтора часа духовной липосакции в день. Шедевры кино, лучшие документальные фильмы, знаменитые концерты, крутой научпоп — и всё это, разумеется, без рекламы. Почему мы это делаем? Можем себе позволить. А ещё, я поздно прихожу с работы домой и хочу, чтобы мне перед сном показывали то, что я действительно хочу увидеть на ночь.
5 июня «Иваново детство». Дебютный фильм Тарковского. Картина получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. Изначально фильмом занимался другой режиссёр, однако после неудачно отснятого материала фильм был передан в работу Тарковскому, который отснял его заново при полном отказе от предыдущей концепции. После выхода фильма «Иваново детство» в прокат о Тарковском узнали во всём мире.
6 июня «Андрей Рублёв». Фильм входит в список 100 лучших фильмов мирового кинематографа. Мировую известность картина получила после победы на Каннском фестивале в 1969 году. Фильм — хрестоматийный набор выдающихся актерских работ. Картину считают кинодебютом актёра Анатолия Солоницына, ставшего с тех пор постоянным членом «команды» Тарковского. Через Анатолия режиссёр показал, что шедевры Рублёва создавались не благодаря, а вопреки жестокости века и человеческих сердец.
7 июня «Солярис». Картина входит в число величайших научно-фантастических фильмов в истории мирового кинематографа. За эту картину режиссёр получил гран-при на Каннском фестивале 1972 года. Любопытно, что фильм стал причиной ссор автора романа Станислава Лема и самого Тарковского. В частности, писатель утверждал, что режиссёр снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание».
8 июня «Зеркало». Автобиографическая драма, признанная кинокритиками вершиной творчества Тарковского. Фильм получил награду на национальной кинопремии Италии «Давид ди Донателло». Сюжет фильма рождался из воспоминаний собственной жизни режиссёра, из рассказанных кем-то историй, из обсуждений литературных произведений. Сценарий имел необычную форму: его построили на предполагаемом диалоге с матерью в виде анкеты — она отвечала на вопросы о своей жизни, каждый из её ответов сопровождался своеобразным кинематографическим комментарием.
9 июня «Сталкер». Философский шедевр, который по праву считается самым важным фильмом в истории советской кинофантастики. Фильм снят на основе повести и по сценарию братьев Стругацких, самых влиятельных советских фантастов второй половины XX века, и стал победителем Каннского фестиваля 1980 года. Картина «Сталкер» стала последней работой Тарковского, снятой в СССР, дальше он работал уже за границей.
Бергман, Бертолуччи и фон Триер на «Пятнице!»
13 июня начнется неделя фильмов Алексея Германа: «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах» и «Хрусталёв, машину!».
С 19 июня — фильмы Сергея Соловьёва «Чужая белая и рябой», «Сто дней после детства», «Нежный возраст» и «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». Завершат цикл июньских показов фильмы Николая Губенко: «Подранки», «Из жизни отдыхающих» и другие.
В июле выйдут документальные и нон-фикшн фильмы о науке и искусстве: фильм об истоках уличного искусства «Бэнкси», фильм-путешествие по итальянскому Ренессансу «4 лица Моны Лизы», док о японской художнице Яёи Кусаме «Кусама: Бесконечные миры», нашумевший фильм-эксперимент «Сахар», две части научпопа о возможностях человеческого мозга «Мозг. Эволюция» и «Мозг. Вторая вселенная» и другие.
В августе зрителей ждут фильмы Бернардо Бертолуччи, Федерико Феллини, Дэвида Линча, Ингмара Бергмана, Ларса фон Триера и Ким Ки Дука.
Все фильмы будут выходить в эфир в полночь, без перерыва на рекламу.
Смотрите проект «Полночь» по будням в 00:00 на «Пятнице!».
Фото пресс-службы телеканала «Пятница!»