Фильм «Иллюзия побега» – идеальный образчик скандинавского триллера. В последние годы в северных странах произошёл настоящий бум в литературе и кино, и скандинавские триллеры стали актуальным брендом.
Это всегда изобретательные сюжеты, сложные и далекие от идеальности главные герои, критика общества потребления и идеи государства всеобщего благосостояния. И главное – атмосфера: фантастически красивые, но при этом мрачные и пугающие пейзажи.
Меткий слепок времени, эпохи посткарантина и пост индивидуализма
Фильм повествует о молодой паре Стине и Тейт, которая переезжает из Копенгагена в уединенный дом в шведском лесу, без соседей, интернета и телефона. Писательница Стине планирует использовать уединение, чтобы закончить свой дебютный роман, а её супруг Тейт превращает их эксперимент в подкаст, еженедельно отправляя в редакцию новые выпуски.
Изначально кажется, что фильм нацелен на критику современного общества в духе Рубена Эстлунда или Михаэля Ханеке, но набрав обороты, «Иллюзия побега» совершает неожиданный сюжетный поворот, добавляя напряжение и саспенс. Рассчитывающие на уединение Стине и Тейт неожиданно узнают о соседях, живущих на другом берегу озера.
Незнакомцы оказываются их двойниками. И при встрече первой реакцией друг на друга становится агрессия. Затем следует осторожное перемирие и попытка разобраться в причинах разрыва пространственно-временного континуума. Что же произошло? Одна из пар случайно оказалась в чужой параллельной реальности? Все это происходит во сне? Они страдают галлюцинациями? А может быть оказались жертвами странного заговора с похищением тел?
Начиная с эпохи романтизма, тема двойничества в искусстве стала невероятно популярна: двойники (или доппельгангеры) появляются у Гофмана и Эдгара По, Гоголя и Достоевского.
Двойники в кино появились с первых лет существования нового искусства: ещё в 1898 году Жорж Мельес выпустил фильм «Одна голова хорошо, а четыре лучше». Дальше – больше: «Шоссе в никуда» Дэвида Линча, «Враг» Дени Вильнева, «Двойная жизнь Вероники» Кшиштофа Кесьлевского, «Двойник» Ричарда Айоади, «Королевство кривых зеркал» Александра Роу и десятки других фильмов.
В них режиссёры размышляют о двойниках и показывают клубок пугающих реакций, которые могут возникнуть при встрече со своими точными копиями: экзистенциальный ужас, глубокая эмоциональная связь и тревожащее эротическое влечение.
Кадры из триллера «Иллюзия побега»