История жизни артиста, который был не только творческим гением XX века, но и крайне неординарной личностью. Он эмигрант и возвращенец в эпоху глобальных перемен: Первая мировая война, распад Российской империи, революция, нацистская Европа, Вторая мировая и закрытый мир СССР. Вертинский жил, пел и был популярен в Константинополе, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Харбине, Шанхае и Москве. Его любили прекрасные женщины, ему аплодировали королевские особы и воры. Он был человеком богемы, лёгким и весёлым.
Несмотря на драматичность и сложность перечисленных временных периодов, Вертинский ни в чьих воспоминаниях не оставил отголосков неприязни или подозрения в каком-либо предательстве. Он запомнился свободолюбивым творцом, вынужденным покинуть родину, но мечтавшем вернуться, и вернувшимся. И самое главное - несмотря на все жизненные взлёты и падения - сохранившим человеческое достоинство.
В разных временных периодах роль Александра Вертинского сыграл Алексей Филимонов. Роль Веры Холодной воплотила Паулина Андреева, а Марлен Дитрих - Виктория Исакова. Кроме них, фильм украшают сыгранными образами ведущие российские актёры: Анна Михалкова, Ксения Раппопорт, Михаил Трухин, Алёна Бабенко, Александр Устюгов, Екатерина Вилкова, Геннадий Смирнов Фёдор Лавров, Сергей Рост и др. В роли жены Вертинского Лиды Циргвавы в фильме снялась 19-летняя дебютантка Анна Мишина.
Эпос сквозь страны и десятилетия
Идея сериала возникла у генерального директора Первого канала Константина Эрнста в 2013 году. Он предложил Авдотье Смирновой («2 дня», «Кококо», «История одного назначения») занять кресло режиссёра. Согласившись, она начала работать над проектом вместе с Анной Пармас («Давай разведёмся!», «Петербург. Только по любви») и историком Джоном Шемякиным над сценарием. Консультировал проект историк эмиграции Иван Толстой.
Сценарий был одобрен дочерями Александра Вертинского — Марианной и Анастасией. В качестве продюсеров-инвесторов выступили Первый канал, бизнесмены Роман Абрамович и Сергей Адоньев.
Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала и продюсер проекта:
— Однажды ночью мне позвонила моя хорошая знакомая Анастасия Александровна Вертинская и спросила: «Костя, не хотите ли вы сделать фильм о моём папе? У него была довольно интересная жизнь». Я подумал, что грех отказываться. И пригласил написать сценарий этого проекта другую свою замечательную знакомую сценаристку и режиссёра Дуню Смирнову. Проект был готов к старту в 2014 году, но изменившаяся экономика заморозила его на несколько лет. Потом в наш проект вошли Роман Абрамович и Сергей Адоньев и всё вновь ожило. Теперь восьмисерийный эпос сквозь страны и десятилетия в компании с умным, талантливым и парадоксальным человеком готов отправить вас в новое захватывающее киноприключение. Помимо того, что артист проделал путь значительной части русской интеллигенции в ходе революции, гражданской войны, эмиграции и последующего возвращения, он был артистом классического средневекового жанра, продлившегося до настоящего времени, выразителем чувств и мыслей̆ через песню.
Великого шансонье сыграл гопник
Авдотья Смирнова, режиссёр:
— Эта история про то, что если быть человеком по-настоящему добрым и умеющим сочувствовать, и сочувствовать без осуждения, то есть шанс прожить хорошую удачливую жизнь. Вот мы про это пытались рассказать. В чём секрет Вертинского? Сюжеты его песен и история их героев – это чрезвычайная степень эмпатии, которая у него была. Его способность пожалеть, посочувствовать, увидеть какую-то другую судьбу, мне кажется, в этом кроется одна из магических черт Вертинского, которую мы взяли за основу его характера. Вертинский – это про доброту и жалость.
Алексей Филимонов был утверждён на главную роль без кастинга. Его просто не было. Режиссёр сериала Авдотья Смирнова изначально была уверена в выборе актёра, который способен идеально воплотить образ Вертинского: «Я хотела, чтобы это был Алексей Филимонов. Потому что, с одной стороны, в Алёше есть и благородство, и тонкость, и изысканность. С другой стороны, его до этого видели только в ролях гопников и бандитов исключительно, как он мне сказал: "Ну вот и придётся наконец поработать по профессии. Зачем-то же я учился". Я говорю: "Что ты имеешь в виду?". Он говорит: "Ну как? Они видят во мне иркутского гопника и дают мне роли иркутского гопника. А я же для чего-то вообще-то учился, изображать кого-то ещё"».
— С Вертинским я схож лишь принадлежностью к актёрской профессии. Но в остальном — мы совершенно разные: он был очень нежным и чувствительным человеком, я — не такой. И играл я своё ощущение от Вертинского, — говорит Алексей Филимонов. — В глубине души во время съёмок чувствовал, что он меня «поддерживает». Я всегда ему говорил про себя «спасибо.
Вклад в культуру
Александр Вертинский, по сути, создатель авторской песни. До его сценических миниатюр от первого лица на сцене царил романс, а после наступило время последователей - Александра Галича, Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого.
Все песни в сериале поёт исполнитель роли Вертинского Алексей Филимонов. Всего в сериале звучат 10 композиций. Алексей Филимонов до съёмок не пел 12 лет, поэтому три месяца занимался с педагогом по вокалу.
— Современному зрителю невозможно объяснить, что пение Вертинского — это манера Серебряного века, театрально подчёркнутая, несколько декадентская, — говорит Авдотья Смирнова. — Поэтому мы поняли, что манеру Вертинского нужно перенести в современность.
По словам Смирновой, записи нескольких песен до начала съёмок были отправлены Анастасии Александровне Вертинской, чтобы получить одобрение. И они его получили.
— Вертинский придумал песню-миниатюру. То есть, грубо говоря, всем нам хорошо известные песни Аллы Борисовны Пугачёвой «Маэстро» или «Арлекино» — это прямое порождение Вертинского, — продолжает Авдотья Смирнова. — То есть, это песня, в которой заключена история, в которой есть целый сюжет. Поэтому я думаю, что даже современные поклонники Вертинского чувствуют в его строчках что-то новое, что-то неожиданное, что-то оригинальное.
Смотрите! 29 ноября - 2 декабря в 21.30 на Первом канале.
Фото Первого канала