Ленинград. Весна 1942 года. После первой блокадной зимы дирижёр Большого симфонического оркестра радиокомитета получает важное правительственное задание – исполнить в осаждённом городе Седьмую симфонию Шостаковича. Это кажется невозможным – от оркестра осталось несколько музыкантов: кто-то умер от голода, кто-то ушёл на фронт, а кто-то пропал без вести. Но концерт должен состояться и прогреметь на весь мир, чтобы и друзья, и враги услышали: «Ленинград жив!».
В помощь руководителю оркестра Карлу Элиасбергу (Алексей Гуськов) откомандирован сотрудник НКВД Анатолий Серегин (Алексей Кравченко). Но ещё до этого приказа судьба лейтенанта Серегина, потерявшего всю семью во время налёта, пересекается с судьбой Элиасберга: именно Серегин руководит задержанием и арестом жены дирижёра.
Несмотря на взаимное недоверие и полное неприятие друг друга, дирижёр и лейтенант должны совершить невозможное: вместе найти в блокадном городе недостающих исполнителей и обеспечить премьеру Седьмой Ленинградской симфонии.
Главные роли в сериале исполняют: Алексей Гуськов, Елизавета Боярская, Алексей Кравченко, Наталья Рогожкина, Тимофей Трибунцев, Виктория Толстоганова, Лидия Вележева, Янина Студилина, Борис Смолкин и Игорь Ясулович. Режиссер Александр Котт.
Специальный показ
В конце октября в Санкт-Петербурге на киностудии «Ленфильм» «Седьмая симфония» была показана зрителям. Фильм представили: режиссёр Александр Котт, продюсеры Антон Златопольский, Александр Роднянский и Сергей Мелькумов, а также исполнители главных ролей: Алексей Гуськов, Елизавета Боярская, Алексей Кравченко, Борис Смолкин, Дарья Коныжева, Кирилл Ульянов, Денис Лукичев и Алена Кучкова.
Антон Златопольский, генеральный директор телеканала «Россия 1», продюсер:
— Пять лет назад к нам на телеканал «Россия» пришёл Алексей Гуськов с идеей сделать сериал о Седьмой симфонии Шостаковича, исполненной в блокадном Ленинграде. Нас невероятно вдохновила эта идея, но мы сразу понимали, что путь будет длинным, так как тема фильма крайне сложная, героическая и трагическая. Мы постарались с большой деликатностью подойти к исторической правде. С нами работал один из лучших специалистов по блокадному периоду Никита Ломагин. Эта картина собрала сильнейшую команду профессионалов, которые снимают по-настоящему большое кино.
Реальные и вымышленные герои
Над сценарием работала большая команда авторов: Алексей Караулов, Наталья Назарова, Александр Котт, Зоя Кудря, а также Георгий Кесоян и Семён Воронин.
Александр Котт, режиссёр и соавтор сценария:
— Эту историю мне рассказал Алексей Гуськов. Мне всегда казалось, что я много знал про Седьмую симфонию Шостаковича и про её исполнение в Ленинграде летом 1942-го года. Но, как выяснилось после его рассказа, я не знал ничего… Наш фильм – это история не про Шостаковича и не про то, как он писал симфонию. Наш фильм про людей, которые её исполняли. История про Карла Элиасберга, скромного и одновременно амбициозного, одержимого музыкой дирижёра, которому было поручено собрать оркестр. Собрать восемьдесят профессиональных музыкантов после первой блокадной зимы в Ленинграде – это уже подвиг. Оркестр – это не просто люди, сидящие каждый по отдельности за своим инструментом, это единый организм, одно дыхание. Люди в оркестре сыгрываются годами, а тут надо было быстро собраться, отрепетировать и исполнить так, чтобы весь мир запомнил и понял, что город жив.
По словам Александра Котта, у этой истории нет литературной основы. Когда они работали над сценарием, то опирались на документальные источники, которые изучали.
— На съёмках нас консультировал историк из Петербурга, который хорошо знает тему блокадного Ленинграда. Его задача была не допустить искажения и передергивания фактов и событий. В нашем фильме существует художественная правда, а не художественный вымысел, - продолжает Александр Котт. - В картине есть реальные герои, про которых мы рассказываем, исходя из фактов их биографий. К примеру, о дирижёре Карле Ильиче Элиасберге знаем больше, чем об остальных, потому что лично встречались с его родственниками. Но в картине преобладают собирательные образы, в основе которых – истории реальных музыкантов из оркестра. Мы вносили некие изменения в их биографии, поэтому их фамилии – вымышленные.
Голос осаждённого города
Алексей Гуськов (Карл Элиасберг, дирижёр Большого симфонического оркестра (БСО) Ленинградского радиокомитета):
— В этой истории совершенно невероятное переплетение судеб, переплетение жизней. Дирижер Карл Элиасберг был абсолютно человеком искусства, ничего другого не понимал. Готовясь к съёмкам, я читал воспоминания о нём Евгения Светланова и других дирижёров, мы с режиссёром Сашей Коттом ездили в гости к племянницам Элиасберга, которые хорошо помнили дядю и поделились своими воспоминаниями. Часто цитируемая фраза Мстислава Ростроповича: «Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки» – это самая точная из характеристик, которые я могу дать своему герою. Мне кажется, подвиг Элиасберга незаслуженно недооценён. Хочется, чтобы как можно больше людей узнали о нём, и низко поклонились ему в ноги.
Алексей Кравченко (Анатолий Серегин, лейтенант НКВД):
— Когда Алексей Гуськов прислал мне сценарий, я прочитал его запоем. Читал и не верил своим глазам, что мне такой подарок достался. Мой герой, как нормальный гражданин своей страны, мечтает пойти на фронт, но начальство его не отпускает, потому что он нужен здесь, в осаждённом городе. Он получает задание собрать музыкальный коллектив, хотя не любит музыку, не понимает её и считает, что это глупое, пустое занятие, когда страна воюет, пиликать на каких-то инструментах. Но приказ есть приказ, и он намерен выполнить его во что бы то ни стало. В процессе фильма Серегин сильно меняется, открывается с неожиданной стороны.
Виктория Толстоганова (Ольга Берггольц, поэтесса):
— Я играю поэтессу Ольгу Берггольц, её называли музой блокадного Ленинграда, голосом осаждённого города. Каждый день она выступала по радио, стараясь дать ленинградцам надежду и веру в спасение, читала стихи, призывала людей быть сильнее смерти, продолжать жить, бороться и побеждать. Не представляю, откуда она сама брала силы. Как и все ленинградцы, Берггольц сидела на голодном пайке и от истощения была на грани смерти. Но от эвакуации отказывалась, даже после того, как умер муж. Она – олицетворение мужества, стойкости и, конечно, героизма, великой любви к людям. Для меня очень важно прикоснуться к этой судьбе.
Блокадный Ленинград
Съёмки «Седьмой симфонии» проходили в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Декорации блокадного города были развёрнуты в самом центре – возле Казанского Собора и Академии художеств, на улицах и набережных, в парадных. В один из съёмочных дней площадь перед Казанским была огорожена и «засажена» сначала ростками капусты, потом их заменили на кочаны (в годы блокады люди прямо на площадях выращивали овощи). В трамвайном депо снималась самая сложная сцена бомбёжки; на территории рыбзавода в Новой Ладоге были построены деревянный пирс и декорации нескольких зданий, которые были взорваны в сцене налёта немецкой авиации. В 50 километрах от города снимали лесную натуру и болото, в которое попадает лейтенант Серегин (Алексей Кравченко). Здесь же был развёрнут военный лагерь, вырыты окопы, построены блиндажи и укрытия.
Александр Котт, режиссёр:
— Конечно, съёмки массовых, батальных сцен – это всегда процесс непростой, но поскольку в Санкт-Петербурге достаточно подходящей натуры, снимать там – одно удовольствие: много чего сохранилось с военных времён – дворы, улицы, набережные... Город изменился, но островки того времени остались.
Сцену легендарного концерта, во время которого исполнялась Седьмая симфония, снимали там же, где он состоялся в 1942 году – в Большом зале филармонии. В санкт-петербургской филармонии, старейшей в России, интерьер в целом сохранился, но креслам художники возвращали вид, аутентичный военным годам.
Боярская исполнила партию флейты, а Трибунцев брал уроки игры на альте
Отдельно стоит сказать о музыке, которая звучит на протяжении всего сериала. В каждой серии звучат фрагменты из Седьмой симфонии Шостаковича, а также произведений Баха и других композиторов. Кроме того, специально для фильма композитор Юрий Потеенко написал оригинальную закадровую музыку, которая сопровождала главных героев на улицах блокадного города.
Юрий Потеенко, композитор:
— 80 процентов нашего фильма – это звучание Седьмой симфонии. В начале её пытаются сыграть двенадцать полуживых людей, но в процессе репетиций она преображается, обретает силу и в конце становится монументальным музыкальным произведением, которое исполняют 80 человек. В массовых сценах, в которых фигурирует Большой симфонический оркестр Ленинграда, участвовали настоящие музыканты из оркестра Михайловского театра Санкт-Петербурга. Надо сказать, у музыкантов есть особые жесты, движения пальцев, они по-своему говорят, ходят, ведут себя. И я тщательно следил за этими вещами, мы вносили коррективы в сценарий, чтобы всё выглядело правдиво и достоверно.
Исполнители главных ролей в «Седьмой симфонии» играют на своих музыкальных инструментах в кадре самостоятельно. Так, музыкальное образование помогло Елизавете Боярской профессионально исполнить партию флейты, а Наталье Рогожкиной – партию фортепьяно. Но не всем так повезло: Лидии Вележевой пришлось осваивать навыки игры на гобое с нуля, а Тимофею Трибунцеву специально для съёмок брать уроки игры на альте у солистки оркестра им. Чайковского. Для Алексея Гуськова роль дирижёра не первая в карьере: он уже играл руководителя оркестра во французско-русской картине «Концерт». Перед съёмками сериала «Седьмая симфония» Гуськов три месяца оттачивал дирижёрские приёмы с композитором Юрием Потеенко.
Репетиции оркестра радиокомитета проходили в знаменитом Доме Радио, откуда кроме зимы 1941-42 года шли трансляции живой музыки. И всё время блокады отсюда звучали голоса радиожурналистов, писателей и поэтов. Одним из них был голос Ольги Фёдоровны Берггольц – поэтессы, которую назвали музой блокадного Ленинграда.
Смотрите! Многосерийная историческая драма «Седьмая симфония». С 8 ноября в 21:20 на телеканале «Россия».
Фото телеканала «Россия»